Симферополь, 9 мая. Крыминформ. Ровно три года назад – в ночь на 9 мая 2014 года – ФСБ России раскрыла в Симферополе группу из четырех граждан Украины, готовивших серию терактов в Крыму.
«На территории Республики Крым сотрудниками ФСБ России задержаны члены диверсионно-террористической группы (ДТГ) «Правого сектора». Основной целью преступной деятельности группы являлось совершение диверсионно-террористических актов в городах Симферополь, Ялта и Севастополь, а в последующем – уничтожение ряда объектов жизнедеятельности, железнодорожных мостов, линий электропередач», – сообщила пресс-служба ФСБ 30 мая.
В ФСБ также назвали и имена диверсантов. Ими оказались режиссер всего лишь одного (и то провального) фильма Олег Сенцов, «общественники» Александр Кольченко и Геннадий Афанасьев, а также преподаватель истории одного из симферопольских вузов Алексей Чирний.
На эту группу сотрудники ФСБ вышли во время расследования дела о поджоге офисов «Русской общины Крыма» 14 апреля 2014 года и регионального отделения «Единой России» 18 апреля.
«(Сенцов) ездил (по Симферополю) и высматривал объекты, которые можно было бы повредить, повредив которые мы смогли бы устроить резонанс в Крыму, который привел бы к расколу людей, чтобы они не захотели присоединяться к России. Первоначально он выбрал два офиса: штаб Партии регионов, мотивируя это тем, что на Украине эту партию уже добили (в бывшем штабе ПР уже находилось крымское отделение «Единой России») и предложил второй офис – «Русского единства» (на деле же пострадало здание «Русской общины Крыма»)», – давал признательные показания Афанасьев.
Самого режиссера Афанасьев назвал представителем «Правого сектора» (организация, запрещенная в России) в Крыму. На неких собраниях проукраинских активистов Сенцов после референдума предлагал «совершать более активные действия на территории Автономной Республики Крым». Эту же информацию в своих показания подтверждал и Алексей Чирний.
После успешного осуществления поджогов на двух объектах Сенцов, по словам его сообщников, потребовал заняться более значимыми объектами. «После первого и второго поджога у него появились более масштабные планы. Он захотел устроить подрыв памятника Ленина на железнодорожном вокзале в Симферополе. Он считал, что данный подрыв приведет к еще большему резонансу. А так как это было после референдума, то это может поспособствовать отделению Крыма от Российской Федерации», – описал замысел Сенцова Афанасьев.
Делать взрывчатку вызвался Чирний. В сроки, обозначенные режиссером (Сенцов хотел подорвать памятник Ленину 22 апреля), он не укладывался, из-за чего тот нервничал и даже собирался совершить теракт самостоятельно. Впрочем, Чирний, пускай и с опозданием, с задачей справился. В ночь с 8 на 9 мая он отправился на место взрыва, чтобы заложить взрывчатое вещество. Здесь-то его и задержали сотрудники ФСБ.
Началась следственная работа. Сотрудники ФСБ оперативно задержали всю группу. После задержания Чирния 9 мая, в тот же день взяли и Афанасьева. 11 мая сотрудники ФСБ нашли Сенцова, 16-го – последнего фигуранта дела Александра Кольченко.
«Следственным управлением ФСБ России расследуется уголовное дело в отношении Сенцова О.Г., Афанасьева Г.С., Чирния А.В., Кольченко А.А. по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205 (террористический акт), ч. 2 ст. 205.4 («организация террористического сообщества и участие в нем»), ч. 3 ст. 222 («незаконный оборот оружия») УК РФ, осуществивших в составе террористического сообщества приготовление к совершению террористического акта», – сообщала пресс-служба ведомства.
Правоохранители провели обыски в местах проживания злоумышленников, где нашли и изъяли другие взрывчатые вещества, огнестрельное оружие и боеприпасы, канистры с зажигательной смесью и националистическую атрибутику.
Далее начался долгий судебный процесс. На Украине и на Западе его считали политическим, поступали заявления от иностранных политиков об очередном «бесчеловечном» суде в России, сами заключенные активно жаловались на пытки со стороны российских правоохранителей, доказательств чего, впрочем, предъявлено не было.
24 декабря 2014 года Геннадий Афанасьев получил 7 лет лишения свободы по статьям УК РФ об участии в террористическом сообществе, терактам, подготовке к теракту и покушении за незаконное приобретение оружия и взрывчатки. Однако его судьба сложилась удачнее других его сообщников: в июне 2016 года его вернули на Украину, обменяв вместе с другим заключенным на одесских журналистов, обвиненных по делу о сепаратизме.
22 апреля 2015 свой приговор выслушал Алексей Чирний. Он также получил 7 лет. Суд над Олегом Сенцовым и Александром Кольченко продлился еще на пять месяцев – до 25 августа 2015 года. Сенцов получил 20 лет лишения свободы, Кольченко – 10. Всех четверых осужденных направили в колонии строгого режима.
Осенью 2015 года состоялось слушание в Верховном суде России, но оно не принесло никаких результатов для осужденных. По последней информации, Сенцов и Кольченко отбывают наказание в Челябинских колониях.