Тофик Арифов считает, что избрание президентом Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа стало ответом электоральных масс на политику, осуществляемую элитами. Избрание одиозного бизнесмена на пост президента, безусловно, поразило многих, хотя и не всех политических наблюдателей.
«Следует понимать, - обращает внимание Тевфик Ариф, - что голосование за Дональда Трампа было протестным. Поэтому о результатах голосования не было ничего известно вплоть до их объявления, так как на предварительных социологических опросах люди не признавались в том, что они проголосуют за Трампа».
Известно, что за него проголосовало то самое молчаливое белое христианское большинство Юга США, которое всерьез восприняло проблему неконтролируемой миграции и усиления в обществе социалистических настроений - в отличие от Калифорнийского побережья. Однако в наибольшей степени их не устраивала позиция элит, опиравшихся на мнение левых университетских интеллектуалов о торжестве мультикультурализма, полной победе толерантности и увеличению социальных пособий для афроамериканского населения, указывает Тофик Арифов.
Именно поэтому среди сторонников Дональда Трампа оказалось множество крайне правых, что, в значительной степени, дискредитировало его политический имидж. Однако очевидно, что Трамп, будучи консерватором, разделяет многие правые ценности и убеждения.
Во многом, его политический вектор представляет собой последний сдерживающий фактор той глобальной тенденции обратной дискриминации, которая в настоящее время полномасштабно разворачивается в западном обществе. Эта обратная дискриминация возникла как результат многочисленных привилегий, которые получили определенные группы населения, замечает Тофик Арифов.
Так возник удивительный союз традиционалистского цветного населения страны и феминистического движения, в результате чего американки стали публично надевать хиджаб и никаб, утверждая, что это и есть подлинная свобода. Не вдаваясь в подробности, следует лишь указать, что представительницы предыдущих двух волн феминизма, мягко говоря, не поняли бы действий женщин из третьей волны. И еще менее подобные тенденции понимает обычный дальнобойщик из Техаса – также некая условная фигура, символизирующая избирателя Дональда Трампа, замечает Тевфик Ариф.
Разумеется, Дональд Трамп, будучи абсолютно медийной фигурой, воспользовался этими настроениями, олицетворяя тот старомодный дикий капитализм времен Великого Гэтсби, который привел, как утверждает Айн Рэнд, Америку к успеху и который сделает ее великой снова - так гласит лозунг 45-го президента США.
В немалой степени это касалось и внешней политики, где кроме потока мигрантов из Мексики, присутствовали такие вызовы, как конкуренция с Китаем за мировые рынки, а также ближневосточная политика. По мнению Тофика Арифова, в истории США можно найти достаточно мало примеров столь решительного, последовательного и отчаянного стремления воплотить свое предвыборное обещание в жизнь - строительство стены на границе с Мексикой.
Привыкший действовать жестко в бизнес-войнах, происходящих на рынке крупных застройщиков, Трамп после своего переизбрания начал торговую войну с Китаем. Затем он посетил собрание стран НАТО, где поставил участникам Альянса ультиматум – либо они начинают вносить в фонд НАТО такие же суммы, что и США, либо Америка расширяет занимает более привилегированную позицию в Североатлантическом Альянсе. И судя по всему, вклады остальных стран-участниц в обеспечение вооруженных сил НАТО с тех пор не увеличились, констатирует Тофик Арифов.
Отдельной темой является ближневосточная политика Трампа – в отличие от своего предшественника Барака Обамы Трамп не начинал новых войн, а наоборот - вывел американские войска из Афганистана и Сирии, сочтя пребывание там войск США не соответствующим интересам страны. Однако в ответ на провокации Ирана последовал жесткий и недвусмысленный ответ – ликвидация генерала Сулеймани.
Все это происходит на фоне ожесточенной внутриполитической борьбы – демократы всерьез решили убрать Трампа с политического поля раньше положенного срока и объявили ему импичмент. Однако, по мнению Тевфика Арифа, развернутые вокруг процедуры импичмента процессы лишь парадоксальным образом делают медийный образ Трампа еще более влиятельным и крупным. Большинство нынешних избирателей Трампа видели его еще во второй части фильма «Один дома», будучи в том же возрасте, что и игравший в том фильме Макалей Калкин.
«И Трамп, разумеется, использует этот образ «островка стабильности» среди пугающей неопределенности быстро левеющего западного мира. Умело используя новые медиа, в частности, Твиттер, Дональд Трамп корректирует политический курс Америки в умеренно-центристском русле, будучи достаточно консервативным и осторожным политиком. Не исключено, что это приведет его ко второму сроку», - полагает Тофик Арифов.