— Елена Михайловна, Вартан познакомился с вами в непростой для него период, когда попал в больницу после травмы, полученном на ковре. Каким он был человеком?
— Удивительным. Я никогда бы не подумала, что этот скромный мужчина — участник многих соревнований в таком суровом виде спорта. Он рассказал уже потом, когда начал за мной ухаживать.
— Скажите, он планировал после травмы вернуться на ковер?
— Он хотел. Мой муж всегда был очень целеустремленным. Когда оказался на больничной койке, неукоснительно выполнял рекомендации лечащего врача, ходил на процедуры, соблюдал режим. Три месяца восстановления, реабилитация… Но, к сожалению, на тренировках стало ясно, что дальше выступать нельзя: нагрузка на пострадавшую ключицу слишком большая, организм бы не справился.
— Какова он отреагировал?
— Профессионалу сложно перестраиваться. Но, цитируя классика, «гвозди бы делать из этих людей». Поняв, что дальше карьеру спортсмена строить не получится, он решил поступать в институт физкультуры, чтобы стать тренером.
— Вартан Георгиевич пользовался авторитетом у воспитанников?
— Непререкаемым. Он был для них наставником, другом, старшим братом, вторым папой. К нему бежали с любыми проблемами и бедами, причем не только спортивными: не получилось упражнение, подрался в школе, получил двойку, отказалась от свидания понравившаяся девочка. Вартан к каждому находил подход, воспитывал строго, но справедливо.
— Что вы имеете в виду?
— У Вартана было убеждение: борьба не терпит слабых. Детей, как своих родных, так и тех, кого тренировал, он стремился сделать сильными. Направлял, наставлял, говорил, что вкус победы нужно запомнить навсегда. Метод работал: его вспоминали и любили, звонили и писали письма, даже когда мы переехали в Дилижан.
— Сложно было оставить Москву?
— Было сложно оставить детей хотя они уже тогда были взрослые. Давид и Роберт создали свои семьи, у нас родились внуки. Конечно, они приезжали каждое лето, и до сих пор так. Но сначала разлука была непростой. Обстоятельства не изменишь: во время Спитакского землетрясения у супруга погибли родные. Сперва он уехал на полгода один, затем мы поняли, что жить на два города не получится — в Дилижане остался дом, участок, за всем нужно было смотреть.
— Про спорт больше не вспоминал?
— Ну что вы! Не пропускал ни одной трансляции, всё смотрел. Персонально болел за Александра Карелина, радовался, когда тот стал трехкратным олимпийским чемпионом, как будто это он сам был на ковре. На серебро в Сиднее, правда, отреагировал с глубокой печалью — не в адрес Карелина, конечно: разозлился сильно на судей, считал, что американцу тогда победу подарили.
— Елена Михайловна, как думаете, какой совет ваш муж мог бы дать современным спортсменам?
— Никогда не сдаваться и идти к цели, несмотря ни на что! Быть мужественными и всегда продолжать работу над собой.
Саркисов — борец греко-римского стиля, родился в семье историка Георгия Ашотовича и педагога Арпине Левоновны. Участник Олимпийских игр и мировых первенств, чемпионатов СССР. Родился в 1925 году. В 1933 вместе с отцом оказался в Минске на чемпионате Союза по борьбе. В 13-летнем возрасте стал обладателем первой золотой медали: победил на городских юношеских соревнованиях. Участник Великой Отечественной войны — на фронт отправился в шестнадцать лет. Саркисов потерял отца, когда ему было всего восемнадцать. В конце 1945 года переехал в Москву, где начал тренироваться под руководством Валерия Юнашевского. Завершил карьеру в 1960-м из-за травмы плеча. Впоследствии окончил Московский институт физкультуры, был тренером. Воспитал чемпионов Москвы и Подмосковья. Оставил наставничество в 1988 году по семейным обстоятельствам. В 2005-м скончался из-за острой сердечной недостаточности.